8-800-234-34-34
мы открыты для всех
Юридическим лицам
Записаться на прием
Размер текста

Памятка работника ОАО «РЖД» по противодействию коррупции

Настоящая памятка разработана в целях профилактики совершения работниками ОАО «РЖД» коррупционных нарушений в связи с осуществлением трудовой деятельности.

Входя в перечень системообразующих предприятий, имеющих стратегическое значение для российской экономики, и осознавая высокую степень ответственности перед государством, обществом, органами власти, ОАО «РЖД» реализует требования международно-правовых норм и российского законодательства в области профилактики и противодействия коррупции.

В Антикоррупционной политике ОАО «РЖД» отражены приверженность высоким этическим стандартам ведения открытого и честного бизнеса, следования лучшим практикам корпоративной культуры, принцип неприятия коррупции во всех ее формах и проявлениях при осуществлении любых видов деятельности.

Создавая эффективный правовой механизм и совершенствуя нормативную базу в области противодействия коррупции, ОАО «РЖД» стремится к формированию атмосферы неприятия коррупции в любых формах и проявлениях, антикоррупционного корпоративного сознания, минимизации риска вовлечения ОАО «РЖД» в совершение коррупционных нарушений.


1. Нормативное правовое регулирование противодействия коррупции


Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами ОАО «РЖД» в области противодействия и предупреждения коррупционных нарушений являются:

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Федеральный закон «О противодействии коррупции»;

Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;

Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 613 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации № 613);

Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации»;

Приказ ОАО «РЖД» от 27.12.2004 № 240 «О порядке обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну, в ОАО «РЖД»;

Распоряжение ОАО «РЖД» от 24.02.2015 № 472р «Об утверждении антикоррупционной политики ОАО «РЖД»;

Распоряжение ОАО «РЖД» от 06.05.2015 № 1143р «О Кодексе деловой этики открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

Распоряжение ОАО «РЖД» от 20.11.2008 № 2188р «Об утверждении Кодекса корпоративной социальной ответственности открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

Распоряжение ОАО «РЖД» от 26.07.2012 № 1494р «Об утверждении функциональной стратегии управления рисками в холдинге «РЖД»;

Распоряжение ОАО «РЖД» от 29.07.2015 № 1912р «Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работников ОАО «РЖД» к совершению коррупционных правонарушений»;

Распоряжение ОАО «РЖД» от 13.01.2016 № 12р «О положении о системе управления рисками ОАО «РЖД»» (утверждено решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол от 07.12.2015 № 22));

Распоряжение ОАО «РЖД» от 28.01.2016 № 146р «Об антикоррупционной оговорке»;

Распоряжение ОАО «РЖД» от 24.02.2016 № 321р «Об утверждении Положения об урегулировании конфликта интересов в ОАО «РЖД»;

Распоряжение ОАО «РЖД» от 24.02.2016 № 322р «Об образовании комиссии по урегулированию конфликта интересов в ОАО «РЖД»;

Распоряжение ОАО «РЖД» от 21.03.2016 № 480р «Об утверждении Порядка сообщения работниками ОАО «РЖД» о получении подарка, сдачи, оценки и реализации (выкупа) подарка, а также зачисления средств, вырученных от его реализации»;

Распоряжение ОАО «РЖД» от 04.04.2016 № 584р «Об исключении конфликта интересов при осуществлении закупок»;

Распоряжение ОАО «РЖД» от 05.05.2016 № 825р «Об утверждении Регламента работы «Горячей антикоррупционной линии ОАО «РЖД»;

Письмо от 14.03.2016 № ИСХ-3980 «О направлении типовых ситуаций конфликта интересов»;

Письмо от 21.03.2016 № ИСХ-4565 «Об организации деятельности ответственного по подразделению ОАО «РЖД» за работу по урегулированию конфликта интересов»;

Письмо 22.04.2016 № ИСХ-7129 «О порядке исполнения распоряжения ОАО «РЖД» от 28.01.2016 № 146р».


2. Основные понятия, используемые в сфере противодействия коррупции


Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах ОАО «РЖД» в области противодействия и предупреждения коррупции используются следующие основные термины и понятия:

противодействие коррупции –¬ деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;

коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица;

взятка – дача и получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе;

злоупотребление полномочиями – использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам;

коммерческий подкуп – незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера в интересах дающего, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в связи с занимаемым этим лицом служебным положением;

контрагенты – российские или иностранные юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, с которыми ОАО «РЖД» имеет договорные отношения, за исключением трудовых отношений, или планирует вступить в них;

конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника ОАО «РЖД» или его интересы в пользу третьего лица влияют или могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей по отношению к ОАО «РЖД» и влекут за собой возникновение противоречия между такой заинтересованностью и интересами ОАО «РЖД», способного привести к причинению экономического ущерба и/или вреда деловой репутации ОАО «РЖД»;

личная заинтересованность – возможность получения неправомерных доходов в денежной или в натуральной форме либо иного преимущества непосредственно работником ОАО «РЖД» с использованием своих должностных полномочий либо членами его семьи и иными лицами, с которыми работник связан финансовыми или иными обязательствами (в том числе в силу его деловых, дружеских, семейных и иных связей и отношений, занятия им и связанными с ним лицами должностей в ином юридическом лице, владения им и связанными с ним лицами акциями, долями, паями в ином юридическом лице);

работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с ОАО «РЖД».


3. Требования к антикоррупционному поведению работника ОАО «РЖД»


Работнику запрещается:

получать подарки от физических и юридических лиц в связи с его должностным положением или исполнением им должностных обязанностей (за исключением подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями);

разглашать или использовать в целях, не связанных с трудовой деятельностью (в том числе в течение трех лет после увольнения), сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

совершать и (или) участвовать в совершении коррупционных правонарушений, в том числе в интересах или от имени ОАО «РЖД» (предлагать, обещать или давать взятки, злоупотреблять полномочиями, осуществлять коммерческий подкуп и др.)

Работник обязан:

уведомлять работодателя (его представителя) об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (для работников, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 613);

принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

инициативно уведомлять работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме;

принимать меры по урегулированию возникшего конфликта интересов;

передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов (для работников, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 613);

письменно уведомлять работодателя (его представителя) о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями и передавать указанный подарок, стоимость которого превышает 3 тыс. рублей, по акту в административно-хозяйственное подразделение с сохранением возможности его выкупа в установленном порядке;

воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения, в том числе в интересах или от имени ОАО «РЖД»;

при наличии сведений или подозрений о нарушении законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции, антикоррупционной политики ОАО «РЖД», Кодекса деловой этики ОАО «РЖД» и иных нормативных документов ОАО «РЖД» в области противодействия коррупции незамедлительно сообщить об этом соответствующему руководителю.

В целях повышения эффективности мер, направленных на профилактику и предупреждение коррупционных проявлений, обеспечения оперативного реагирования на факты коррупционных проявлений в ОАО «РЖД» и его дочерних обществах в ОАО «РЖД» осуществляет работу «Горячая антикоррупционная линия».

Информацию о возможных фактах коррупционных проявлений в ОАО «РЖД» и его дочерних обществах можно сообщать по телефону «Горячей антикоррупционной линии ОАО «РЖД» - 8(499)262-66-66.


4. Ответственность за совершение коррупционных нарушений


В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрено увольнение работника по инициативе работодателя в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов стороной которого он является, в случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основания для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Привлечение к дисциплинарной ответственности работников, не отнесенных к перечню, утверждаемому нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, и не поименованных выше осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 192, 193 ТК РФ.

В соответствии со статьей 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Согласно статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконное вознаграждение от имени юридического лица в зависимости от размера влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее установленного размера с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) совершение коммерческого подкупа в зависимости от тяжести совершенного преступления влечет ответственность в виде штрафа в размере от десятикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до четырех лет, либо ареста на срок от трех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до шести лет.

Согласно примечанию к статье 204 УК РФ лицо, совершившее коммерческий подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Частью 3 и 4 статьи 204 УК РФ установлено, что получение коммерческого подкупа в зависимости от тяжести совершенного преступления наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Исходя из статьи 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями наказывается в зависимости от тяжести совершенного преступления штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В соответствии с примечанием 1 к статье 285 УК РФ к должностным лицам относятся в том числе руководители ОАО «РЖД» как акционерного общества, контрольный пакет акций которого принадлежит Российской Федерации.

В соответствии со статьей 290 УК РФ получение взятки в зависимости от размера наказывается штрафом в размере до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки.

Согласно статье 291 УК РФ дача взятки наказывается штрафом в размере до девяностократной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки.

В соответствии с примечанием к статье 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

В силу статьи 291.1 УК РФ посредничество во взяточничестве наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки.

В соответствии с примечанием к статье 291.1 УК РФ лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

В соответствии со статьей 304 УК РФ провокация взятки либо коммерческого подкупа наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Исходя из пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВС РФ № 24) предметом взяточничества и коммерческого подкупа, наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами) и предоставление имущественных прав.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума ВС РФ № 24 ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.








Данный сайт использует файлы cookie.
Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie, Политикой обработки персональных данных и Политикой конфиденциальности.